«Быть преподавателем высшей школы непросто…»

10:00 19 ноября
Аида ИДИРОВА
Люди земли алгайской
320
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться

19 ноября в России отмечают День преподавателя высшей школы. Такая дата была выбрана не случайно: именно в этот день родился великий ученый, учитель и наставник, основатель Московского государственного университета Михаил Ломоносов.

Накануне праздника поговорили с Дианой Ибрагимовой, выпускницей школы № 1, а в настоящее время – доцентом кафедры органической и биоорганической химии СГУ имени Н.Г. Чернышевского. 

– Диана, вы с детства мечтали преподавать или это вышло случайно? 

– В детстве у меня не было мечты о будущей профессии, не появилась она и к 11 классу. Я выбрала химию, так как мне нравился этот предмет в школе, на протяжении нескольких лет я участвовала в районных олимпиадах по химии и занимала призовые места. Уже позже, в студенческие годы, пришло осознание того, что я сделала правильный выбор. И эта мысль еще более укрепилась, когда я начала преподавать. Мне вспомнилась история школьных лет, когда в «день самоуправления» я вела урок истории у младших классов. Помню, с каким интересом дети слушали про первобытных людей, и как мне понравилось тогда это ощущение быть Учителем. Может, с тех пор где-то в подсознании у меня поселилась любовь к преподаванию, и судьба сама привела меня в итоге в аудитории вуза, где за партами сидят только уже не малыши, а юноши и девушки.

– Расскажите, как начался Ваш путь в мир науки?

В 2007 году после окончания школы № 1 с золотой медалью я поступила на химический факультет (сейчас Институт химии) СГУ, где проучилась 5 лет, получив в результате красный диплом и предложение продолжить обучение в аспирантуре. На протяжении следующих трех лет я занималась не только научной деятельностью и написанием диссертации, но и работала сначала младшим научным сотрудником лаборатории органической химии, затем инженером кафедры органической и биоорганической химии и документоведом в дирекции Института химии. После защиты диссертации и получения степени кандидата химических наук была избрана по конкурсу на должность старшего преподавателя, а позже доцента кафедры органической и биоорганической химии. Так началась моя преподавательская деятельность.

– Каково это – быть преподавателем вуза?

Быть преподавателем высшей школы непросто: нужно всегда быть в тонусе, расширять и совершенствовать свои знания, чтобы передать их студентам, разрабатывать и перерабатывать учебные дисциплины согласно постоянно меняющимся стандартам, находить подход к каждому из нескольких сотен студентов, с которыми работаешь в учебном году, осваивать и применять в обучении современные технологии. На плечах преподавателя лежит ответственность не только за подготовку высококвалифицированных специалистов, но и за нравственное воспитание молодежи.

– Приносит ли работа в вузе удовольствие, и в чем именно это проявляется?

– Я получаю огромное удовольствие от своей работы. Приятно ощущать себя частью лучшего вуза нашей области. Мне нравится читать лекции перед большой аудиторией студентов, проводить семинары, общаться со студентами. Услышав от студентов «жаль, что Вы не будете вести у нас еще и в следующем семестре», я понимаю, что все делаю правильно. Помимо преподавательской деятельности, я также занимаюсь научной работой. Со студентами в лаборатории мы синтезируем ранее неизвестные органические соединения, многие из которых обладают биологической активностью и могут найти применение, например, в медицине или сельском хозяйстве. Итоги исследований излагаются впоследствии в научных статьях, а студенты под моим руководством защищают курсовые и выпускные квалификационные работы. Для любой профессии также важен коллектив, так как половину своей жизни мы проводим на работе. Мне очень повезло с коллегами, на нашей кафедре царит особая располагающая атмосфера дружелюбия, которую ощущают в том числе и студенты.

– Бывают ли моменты выгорания? Как с ними справляетесь?

– Так как мне нравится моя деятельность, я никогда не ощущала моментов выгорания. Конечно, я устаю, особенно в конце учебного года во время сессии и защит выпускных работ, когда уже предвкушаешь долгожданный отпуск, но усталость эта приятная.

– Какие методы обучения Вы считаете наиболее эффективными в современной высшей школе?

СГУ является классическим вузом, поэтому, я считаю, что в процессе обучения студентов нужно использовать традиционные методы (лекции, семинары, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студентов), проверенные временем, но адаптированные к современным реалиям.

– Как Вы поддерживаете мотивацию студентов в процессе обучения?

– Я всегда с уважением отношусь к студентам, не возвожу в общении стен, стараюсь быть с ними на одной волне, хвалю за усердие в учебе, не ругаю за неподготовку к занятию, но все же объективно оцениваю результат их работы. На лекциях стараюсь вовлечь студентов в дискуссию, семинары иногда провожу в игровой форме со сладкими призами победившей команде. Отлично мотивируют студентов к учебе балльно-рейтинговая система, которая не дает им расслабляться в течение семестра, а также возможность получить повышенную стипендию при успешной сдаче сессии.