Как из обычного сельского мальчишки вырос отличный хирург

14:34 17 марта
Ольга СНЕГОВАЯ
Люди земли алгайской
1445
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться

2 марта врач - хирург районной больницы Максут Бисенович Мукашев отметил свой 70-летний юбилей.

 Стаж работы врача насчитывает 45 лет. Максут Бисенович хирург высшей категории, отмечен знаком «Отличник здравоохранения» и всеми возможными профессиональными наградами района и области. В его трудовой книжке запись о 12 годах руководства районной больницей. А первая запись была сделана в клинике Тюменской области, где он получил свой начальный и самый главный опыт в хирургии.
Максут Бисенович до сих пор делает операции и находится в прекрасной физической форме.
Воспользовавшись красивым юбилеем как поводом для очередной встречи, мы поговорили с Максутом Бисеновичем о его профессии, работе, семье и убеждениях.

 - Максут Бисенович, истоки нашей судьбы из родительской семьи, из детства… Каким было Ваше детство, где и как оно проходило?
- У меня было самое обычное для того времени детство…Родился я в Александров-Гае, окончил восьмилетнюю казахскую школу. Потом два года жил в Фурмановском районе Казахстана, где получил аттестат зрелости. Нельзя сказать, что учился я блестяще, по большей части, на «четыре» и «пять», но справедливости ради нужно сказать, что бывало, хоть и очень редко, всё же мелькали и тройки.
Как и все дети нашего времени я любил играть в лапту, футбол, катался на коньках. В то время родители не могли загнать нас с улицы домой, а сейчас наоборот…
Мама и отец были обычными сельскими тружениками, работали на животноводческой точке, пасли скот. В летнее время мы, дети (авт.: в семье росли 8 детей!), тоже отправлялись в степь помогать родителям. И вот это было раздолье… Лошади и бескрайний степной простор. Мы скакали на лошадях, словно у них были крылья…

 - Как мне кажется, Вы сделали довольно смелый для обычного сельского мальчишки профессиональный выбор стать врачом. Как это произошло?
- Мой родной дядя, который работал в Актюбинске, - кандидат медицинских наук, врач – анестезиолог высшей категории, напутствуя меня, выпускника школы, сказал: это профессия увлекательная и благодарная, если ты найдёшь себя в ней, она будет приносить и радость, и удовлетворение всю твою жизнь.
И, пожалуй, ещё одно событие произвело на меня сильное впечатление. Моя старшая сестра окончила школу с золотой медалью и самостоятельно поступила в Алма- Атинский медицинский институт…К сожалению, она не смогла ни получить профессию, ни прожить долгую интересную жизнь, в 18 лет она умерла после тяжёлой болезни.
Наверное, мой выбор профессии одновременно стал и данью памяти по отношению к сестре и выражением желания помогать людям бороться с болезнями.

 - Вы поступали в Саратовский медицинский университет?
- Да. Родители дали немного денег на жильё. Мы с другом сняли комнату в полуподвальном помещении с хозяйкой и полтора месяца день и ночь штудировали учебники. Мне было особенно сложно, потому что большую часть школьной программы я проходил на казахском языке. Конечно, на русском языке я говорил хорошо, поскольку вырос в России, а уроки русского языка и литературы нам преподавала наш любимый учитель Лидия Фёдоровна Сорокина. Во многом благодаря ей я полюбил читать и запоем читал классику и исторические произведения. И всё же сдавать экзамены на русском языке мне, выпускнику казахстанской школы, было сложно.
Абитуриентов на потоке было 400 человек – очень высокий конкурс.
Когда вывесили список поступивших, вся эта четырёхсотенная толпа нахлынула, каждый в поиске своей фамилии…А я стою в стороне и не знаю, стоит ли мне вообще протискиваться сквозь народ. Ну, наконец, кое - как бочком пробрался к списку…Зачислен!
Семь лет учёбы - и специализация «детская хирургия».

 - Разве это не страшно «резать» людей?
- Хм… Я вот уколов до сих пор боюсь, и что же теперь не лечиться?! Кто-то должен быть хирургом. Я был готов к этому.
Когда ты сделал всё возможное и невозможное для пациента в критической ситуации, и он выжил, выздоровел, то большей благодарности хирургу и не нужно.

 - А бывали случаи, когда Вам не удавалось помочь больному?
- Бывают случаи, когда полученные травмы или болезнь не совместимы с жизнью… Думаю, этого не может избежать ни один хирург.
Конечно, привыкать к этому нельзя. У каждого больного должен быть шанс, и за каждого врачи или хирурги должны бороться в полную силу.

 - Что означает фраза «клинически мыслить»?
- Это значит скрупулёзно проанализировать анамнез и выслушать больного. Медики старой школы считают, что правильно собранный анамнез — это половина диагноза. А сейчас как? Молодёжь сразу отправляет пациента на анализы, УЗИ, рентген, КТ и пр. и даже не касаются больного. Это неправильно. Врач обязательно должен сам осмотреть больного, поговорить с ним - только после этого сложится ясная картина болезни. Конечно, современное оборудование – это прекрасно, но только таких исследований недостаточно. Мы работаем пальцами, чутьём, опытом, другими словами, клинически мыслим.

- В медицинской иерархии хирурги занимают довольно высокое положение, но ведь это требует и особой ответственности…
- Медик, выбравший хирургию, должен понимать, что эта работа требует полной самоотдачи, высокой степени ответственности и как, у всех медиков, большого желания помочь пациентам.

 - Дома Вы такой же нацеленный, собранный, твёрдый в решениях?
- По правде говоря, не знаю… Дома я люблю уйти в огород, позаниматься цветами, полить грядки. Несколько лет назад моей страстью была охота.
Я часто нуждаюсь в таком покое, уединении на природе, когда можно немного освободить голову, освободиться от груза ответственности.
Впрочем, и дома мы можем собирать медицинский консилиум. Жена работает медсестрой в детском отделении, она понимает мою работу и поддерживает меня. Один из сыновей – хирург, работает в Саратове, его жена врач - дерматолог. Старшая сноха в Подмосковье врач педиатр-неонатолог. Племянница в Питере врач - терапевт. Ещё два племянника догоняют нас: учатся в медицинском.
У меня пять прекрасных внучек, когда они приезжают, это как бальзам на душу… Люблю их невероятно, они и мне, и своей бабушке отвечают тем же. Чего ещё от жизни надо?

 - Максут Бисенович, а Вы верите в Бога?
- Конечно. Искренне. Вера помогает.
Может быть, мы, врачи - инструмент в руках Бога? Может быть, именно в этом наше человеческое предназначение помогать людям или хотя бы облегчать их участь? Надеюсь, что это так.