Коллективизация в судьбе одной семьи

12:47 23 декабря
Елена БИСАЛИЕВА
151
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
23 декабря – День семейных корней (Праздник родословия)
«Травы высыхают — корни остаются»

Издревле родословную записывали на оборотной стороне семейных икон, а неграмотные передавали память о своих предках устно, как сказки, былины.

Родословная – история семьи в нескольких поколениях. Каждому человеку интересно и важно знать свою родословную. Любовь к близким, верность семейным традициям наполняют нашу жизнь высоким смыслом. Ведь мы появились на свет, благодаря людям старших поколений. На протяжении всей жизни мы учимся у них всему хорошему: честности, взаимопомощи, мужеству, доброте. Забота друг о друге, уважение к старшим делают нашу жизнь добрее.

Многие ли из нас помнят своих пращуров до 7 колена? А ведь раньше в России это было обязанностью любого уважающего себя человека.

Трепетно к истории своего рода относится житель Александров Гая Александр Земцов, который поделился воспоминаниями своей матери Надежды и тетки Любови Филатовых. Думаем и вам, наши дорогие читатели, будет интересна семейная летопись нашего собеседника, поскольку события в стране, затронувшие Филатовых, так или иначе коснулись многих односельчан.

Коллективизация в судьбе одной семьи
Дед Александра – Василий Филатов родился в 1896 году в крестьянской семье. Семье работящей, крепкой – таких в те времена называли середняками. «Как потопаешь – так и полопаешь» - эту народную мудрость Василий Васильевич впитал вместе с потом, работая ежедневно то на посевной, то на уборке, то прибирая за скотом в амбаре. А посему, когда в 1922 году создал свою семью с Татьяной Дмитриевной Шилихиной (руки вдовы казака, погибшего в гражданскую войну, хлопец добивался долго), засучив рукава, начал строить своё семейное счастье. Да и супруга его никогда не была белоручкой. Семья казаков Шилихиных пришла на алгайскую землю с Дона в 1846 году. Пришла пешком в поисках лучшей доли, а уже через несколько лет казаки построили на х. Ежёвка (ныне Передовой) двухэтажный дом!

В 1923 году в новой семье Филатовых родился первенец, но жизнь младенца оборвалась через год. В те годы практически в каждом доме Костлявая забирала дитя.
Через два года на свет появилась тётка нашего собеседника – Любовь.

Молодой отец скопил денег на покупку старенькой избушки на ул. Ахматовской, во дворе которой начал строить новый дом, в котором на свет появилась Надежда. В 1928 году семью Филатовых вновь постигло горе – в младенчестве умер четвёртый ребёнок. А в 1931 г. родился сын Володя, в 1936 г. – последушка Толя.

Большая семья не бедствовала – отец и мать для этого трудились на земельном наделе от зари до заката.
Однако молодая Советская республика взяла курс на строительство коммунизма и на алгайскую землю пришла коллективизация. Началось повсеместное раскулачивание.

Крепкий крестьянин сразу смекнул, что работа на себя приведет его к беде. Оставив во дворе лишь одну корову, а в хозяйстве их было десяток, в 1931 году он вступил в колхоз «Большевик». Весь остальной скот и даже любимая лошадь Кари вместе с плугом, бороной и телегой на рессорах, стали коллективной собственностью колхоза.

Уже зимой в колхозе закончилось сено.
«Спасти колхозный скот!» - принудительно-добровольный клич привёл к тому, что у колхозников отбирали корма. Нет соломы в сеннике? Будьте любезны, отдайте сено с крыши дома!

На крышу своего дома Василий Васильевич полез вместе с мужиками, чтобы оставить хотя бы тонкий слой природного утеплителя на подлавке.

В 30-е годы 20 века Поволжье вновь охватил голод. Засуха и неурожай пришли и на алгайскую землю. В поисках пропитания из села уезжали сотни семей. Вот и Филатовы, объединившись ещё с 5 семьями, отправились в Армавир. Там, на берегу Кубани, алгайцы купили кирпичный дом, в котором и жили все вместе. Но крест на благополучной жизни поставила эпидемия, которая охватила регион. От лихорадки чуть было не умер и сам Василий Васильевич. Чуть оправившись от хвори, Филатовы вернулись домой.
Вновь началась колхозная жизнь.

Василий работал не покладая рук, также трудились и его дети. Вместо игр и купаний на Узене старшие сёстры всё лето ходили по степям с капканами, ловили сусликов. За это, уже в совхозе «5 пятилетка» им ставили «трудодни». За каждую «палочку» крестьянам полагалось 400 грамм зерна. В 1935 году передовики Филатовы получили за свою работу 2 тонны зерна!
Но звание передовика обернулось для Филатовых изгнанием из совхоза: так проголосовали завистливые бездельники и лодыри, у которых трудодней было гораздо меньше.

 Но и тут трудолюбивая семья не пропала, отец нанялся работником в совхоз, ему стали платить деньгами.
Однако завистники не унимались. В 1937 году старшего Филатова арестовали по доносу: 23 октября он был расстрелян. В 1960 годы Василия Филатова реабилитировали посмертно.
- Мама, как и её сестра и братья, жили с клеймом «Враг народа». Их дразнили, задирали… Бабушку никуда не брали на работу. Хорошо, над ними сжалился начальник убойного цеха, который находился на Кордоне (ныне Новоалександровка). Он взял многодетную мать на работу неофициально. Платил потрохами. Так требуха помогла выжить всему семейству. Потом началась Великая Отечественная война. Но это уже другая история, - закончил нашу беседу Александр Земцов.