Легендарный венгерский гусар и большевик красноармеец

10:14 19 декабря
603
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
Венгерская фамилия Винерман александрово-гайцам она хорошо известна, потому что одна из улиц села названа в честь легендарного гусара и красноармейца Лайоша Винермана.

 Так кем же он был человек с непривычным русскому слуху именем, но после смерти удостоенный чести быть захороненным в самом сердце России?

 Лайош Винерман родился в 1893 году (по другим данным, в 1888) в венгерском городке Ясберень (в 50 километрах к востоку от Будапешта). В юности работал плотником и жестянщиком, состоял в профсоюзе и склонялся к идеям социал-демократии. С началом Первой мировой войны был призван в королевскую армию и в составе одного из гусарских полков отправлен на фронт. На фронте он завоевал репутацию храброго кавалериста. В 1915 году Лайош Винерман оказался в русском плену и был доставлен в лагерь для военнопленных в Томск. Здесь будущий красноармеец знакомится с венгерскими социалистами Белой Куном и Ференцом Мюннихом, под влиянием которых примыкает к российским большевикам.
В 1917 году Винерман бежит из лагеря заключенных.
В марте 1918 года Лайош Винерман оказывается в Москве, где снова встречает Белу Куна. Тот представляет соотечественника командиру 1-го Московского интернационального отряда Тибору Самуэли, и Винермана назначают командиром подразделения, охраняющего Кремль.

 На помощь чапаевцам
Тем временем чехословацкими легионерами и казаками атамана А.И. Дутова захвачена Самара.
Наиболее надёжной и боеспособной частью красных на данном направлении был отряд Василия Чапаева. В подкрепление чапаевцам на фронт у Красного Кута выслали отряд Винермана.
Группа Винермана базировалась в Новоузенске, в её задачи входило наступление на Александров Гай и прикрытие правого фланга дивизии Чапаева.

 Взятие Ал –Гая
В Александрово - Гае с мая 1918 года в ходе непрерывных чисток и карательных операций белые казнили в селе более 700 коммунистов и красноармейцев. 21 сентября при поддержке бронеавтомобилей и двух батальонов Новоузенского полка группа Винермана штурмом взяла Александров Гай. Павших при штурме бойцов похоронили в братской могиле вместе с эксгумированными телами жертв белого террора. На общей могиле был воздвигнут обелиск, который и поныне находится в районе п. Северный.

 Чернокожий разведчик
Через неделю после взятия села в отряд впервые прибыло пополнение из Москвы. Оно состояло всего из 11 кавалеристов: семи венгров, двух немцев, одного итальянца и одного негра. Это был сенегальский цирковой акробат Жорж, который ещё до войны приехал в Москву на гастроли. В московской группе, а затем и в Чапаевской дивизии, Жорж зарекомендовал себя отличным конным разведчиком. После войны он сделал неплохую кинокарьеру, снимаясь под именем Кадор Бен Саиб в первых советских художественных кинофильмах.

 Храбрость Винермана и неожиданный трофей
28 сентября казаки захватили в плен двух бойцов из отряда Винермана, после чего расположились в посёлке Березин.
Вооружившись ручным пулемётом, Винерман в легковом автомобиле и в сопровождении ещё одной машины, вооружённой станковым пулемётом, и одного бронеавтомобиля, отправился выручать пленных. Всего отряд насчитывал 15 человек.
Как только пулемётчики открыли огонь, казаки попытались спастись по единственной не перекрытой дороге, которую поливал огнём из пулемёта сам Винерман. Из огненной ловушки удалось вырваться немногим. Спасти своих пленных не удалось: казаки зарубили их ещё до рейда венгров.
Согласно оперативной сводке, Винерман захватил на хуторе 122-мм гаубицу с большим запасом снарядов, два трёхдюймовых орудия, два пулемёта, 36 винтовок, 19 шашек, 19 лошадей, телефоны, кабель и другое военное имущество.

 Последний бой Лайоша Винермана
13 октября Винерман выступил из Александрово- Гая на село Казталовка. Со стороны белых здесь расположились внушительная по численности и вооружению группа полковника Н.Н. Бородина.
После кровопролитной схватки выяснилось, что белые увели с собой нескольких пленных. Зная, какие истязания ожидают интернационалистов в плену, Винерман ни секунды не раздумывал. Он схватил ручной пулемёт, вскочил на мотоцикл и с 15 самыми отчаянными гусарами бросился в погоню.
Казаки отдыхали в балке, когда в них полетели гранаты. Пленных быстро нашли по радостным крикам на венгерском. Их тут же освободили и, взяв на круп, поскакали к своим. Казаки помчались в погоню. Винерман, видя, что лошади с двумя всадниками отстают, слез с мотоцикла, снял пулемёт. Прежде чем пулемёт заклинило, командир красных гусар успел выпустить по преследователям несколько очередей и был убит в последовавшей рукопашной схватке…

 Память
Тело погибшего командира бойцы по указу Ленина отправили в Москву. В советской печати и газетах интернационалистов вышли многочисленные некрологи. На его торжественные похороны в Москве собралось огромное количество народа. Процессию снимали кинооператоры, и она попала в кинохронику. Тело захоронили в братской могиле у кремлёвской стены. В те дни имя Лайоша Винермана стало легендой.