«Мусульманин – это образ жизни»

7:56 14 апреля
Елена БИСАЛИЕВА
Люди земли алгайской
573
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
Уверены, Серекбая Саткановича Ирканалиева знает практически каждый александровогаец: Серекбай-хазрат - имам Александрово-Гайской мечети с её открытия, а это без малого 30 лет. В этом году уроженец пос. Приузенский, многодетный отец и «богатый» дедушка (семейство «пока» насчитывает 3 дочерей, двух сыновей, двух внуков и внучку), отпраздновал свой 55-летний юбилей. Как ветеринар по образованию стал священнослужителем, какой образ жизни должно вести духовное лицо? – эти и другие вопросы мы обсудили в интервью.

Серекбай-хазрат, Ваша семья изначально была религиозной, или Вы пришли к вере самостоятельно? Как Вы стали исламским священно-служителем?
- Азы ислама в меня вложила моя бабушка, которая ежедневно совершала намаз (исламский молитвенный обряд). Когда в 1994 году в районе построили мечеть, на тот момент мне было 28 лет и я работал ветеринаром в пос. Приузенский (к слову сказать, в справочник ветеринара я до сих пор заглядываю, ведь держу хозяйство), аксакалы, которые сами знали и читали Коран, выбирали имама (духовный наставник), и из шести кандидатур конкурс прошёл я. В тот же год я поступил в медресе (мусульманское религиозное - просветительское и учебное заведение) г. Астрахани, где обучался в течение года. Затем прошёл пятилетнее обучение в Саратовском медресе. Также обучался в Турции, Кувейте, ведь нет предела совершенству.

А чему вообще учат в исламском университете, каким дисциплинам?
- Чтению Корана, правильному исполнению намаза, умению общаться с прихожанами как с детьми, так и взрослыми. Мы даже проходили практику в Астраханской мечети. Большое внимание уделялось нравственной составляющей ислама.

 Сколько Вам потребовалось времени для того, чтобы полностью выучить священный Коран? Было сложно?
- Коран – это руководство для жизни людей, и я до сих пор изучаю и открываю его для себя.

 Вы всегда помните о том, что Вы духовное лицо или относитесь к этому, как к работе? Человек, например, отработал с 8 до 17 часов и может до следующего рабочего дня обо всём забыть. А как у Вас?
- Мусульманин – это образ жизни, и неважно священнослужитель ты, или прихожанин.

 Случается ли когда национальная традиция казахов и татар противоречит исламу? Например, национальный казахский, как впрочем, и татарский женский костюм далёк от фасона мусульманского хиджаба. Как разрешаются эти противоречия?
- Да, такие противоречия существуют. Даже возьмём национальный казахский праздник Курсайт – праздник с многовековой традицией, приветствовать в этот день и пожимать друг другу руки, не обращая внимание на половую принадлежность. Но, с точки зрения ислама, мужчины должны здороваться только с мужчинами, женщина только с женщинами. Когда мужчина, здороваясь, прикасается к девушке или чужой жене – это неправильно. Национальные традиции, идущие вразрез с исламом, не приветствуются. Но у человека, погружённого в ислам, воспитанного в его традициях, в душе не будет сомнений, какую традицию, народную или религиозную ему выбрать.

 В христианской религии есть такое понятие, как искушение. Вы подвергались искушениям, и как с этим бороться?
- Вся жизнь человека - это борьба, прежде всего, со своим внутренним началом, страстями, желаниями, гордыней и т.д.. Нам необходимо довольствоваться тем, что есть, жить настоящим и думать о будущем. Я не стремлюсь к большим деньгам, к славе... Но, как у всех, у меня есть слабости, силу справиться с ними мне даёт вера во Всевышнего. Порой я боюсь, что не справлюсь с поставленной задачей, но есть пословица: глаза боятся, руки делают.

 Как Вы считаете, религия есть панацея от бездуховности в нашем мире?
- Да. Человек, как губка, а если губка полностью напиталась хорошим, она не впитывает в себя мерзость. Религия даёт человеку правильные ориентиры. Если с детства ребёнок впитывает постулаты религии, а все они направлены на добро, он не повернётся в сторону зла и во взрослом возрасте. Говорят, верующий человек не способен на подлость. Я с этим согласен.

Как правило, любая религия учит терпению, человеколюбию. Почему же так часто религия становится причиной войн?
- Это происходит от неверного понимания религии, такое непонимание случается среди людей разных верований. Господь миров создал людей разных национальностей, для того чтобы мы дополняли друг друга. Перед Всевышним самый близкий не казах, русский или араб, мусульманин, христианин или буддист, самый близкий Ему - богобоязненный человек. Есть «люди», которые ставят свои желания превыше всех окружающих людей, такие и развязывают войны. Богобоязненный человек никогда не будет так поступать.

Оказавшись перед Богом, о чём Вы его спросите, если спросите?
- Как можно задать вопрос Создателю, которого ты боишься. Если я и осмелюсь заговорить с Богом, то попрошу прощение за предков, родителей, семью и всех верующих.