Психологическая безопасность детей - задача взрослых

15:01 28 мая
Елена БИСАЛИЕВА
341
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
Буллинг (травля) в среде тинэйджеров – отнюдь не феномен современности, скорее, это неотъемлемая часть взросления, где-то он более жесткий, где-то – менее.
Как уловить момент, когда обычные подростковые конфликты могут перерасти в буллинг, следствием которого может быть самоубийство, его жертвы или массовое убийство? Где та грань, когда подросток выкидывает фортель ради самоутверждения в глазах сверстников, а когда нужна реальная помощь ребёнку, чтобы он не схватил дробовик и не превратился в монстра-убийцу. А главное, что делается для психологической безопасности детей в школах? – эти вопросы стали темой беседы с руководителем районного методического объединения социально-психологической службы Светланой Ивановной Гуреевой.

 По словам школьного психолога, буллинг имеет место в современной подростковой среде.
«Но, увы, не каждый ребёнок решится прийти к психологу или к другому взрослому человеку и заявить о травле в свой адрес. Выявить проблемы ребёнка помогает диагностическая работа школьного психолога и наблюдение педагогов. Если у ребёнка обнаруживают признаки рискового поведения, в числе которых агрессия, замкнутость, депрессия или даже суицидальные мысли, в отношении такого школьника проводится отдельная обширная реабилитационная работа. О проблеме информируются родители, впрочем, вся работа с ребёнком проводится с согласия родителей, в курс дела вводится и администрация школы. С рёбёнком проводят как индивидуальные, так и групповые занятия. При этом на занятиях не акцентируется внимание на отдельном ребёнке, ведь главная наша задача – не навредить, - подчёркивает наша собеседница. – Также в школах работает служба примирения (медиации). Работа службы направлена на помощь ученикам школы в мирном разрешении конфликтов. Программы примирения могут проводиться службой только при добровольном участии всех сторон конфликта. Это альтернативный путь разрешения конфликта».

 Однако, есть ситуации, для исправления которых недостаточно работы только школьного психолога, порой ребёнок нуждается в помощи узких специалистов. В таком случае первая инстанция после школы – медико-педагогическая комиссия. В состав комиссии входит набор узких специалистов, в числе которых логопеды, дефектологи, психологи, невропатологи и психиатры. Они обследуют ребёнка и дают рекомендации.
«К сожалению, родители боятся самого упоминания медико-педагогической комиссии, для них – это клеймо на ребёнке. Нет. Это не клеймо, а возможность грамотно помочь вашему ребёнку, причём это помощь разноплановая. Чем раньше родитель обратится к специалистам, тем больше шансов, что у ребёнка в дальнейшем не будет проблем. Эти рекомендации могут помочь и в работе школьного психолога, ведь мы, прежде всего, педагоги, а не медики», - продолжает педагог-психолог.

 Порой родители и сами психологически не в силах принять выводы и рекомендации комиссии: взрослый и сам зачастую нуждается в помощи психолога, которая ограничивается поддержкой школьного психолога. Увы, пока в районе нет специализированных психологических центров, которые могли бы помочь в решении данных проблем.
Случается, ребёнок чувствует предвзятое отношение к себе и со стороны учителей. Как быть в таком случае? – не смогли не задать мы вопроса психологу.
«Да, дети обращаются к психологам с этими вопросами. Но, знаете, порой ребёнку достаточно проговорить свою проблему, и он понимает, почему, к примеру, вместо ожидаемой «четверки» ему поставили «тройку». Проблема в том, что современные дети живут в одиночестве. Они лишены живого общения, возможности поговорить. В таком состоянии дети в школе: вместо живого диалога со сверстниками – переписка с другом по телефону. Тот же телефон заменяет ему общение с мамой и папой. Детям недостаточно быть сытыми и одетыми. Им необходимо наше родительское участие, которое не ограничивается фразой: «что ты получил сегодня в школе?» - а ведь порой и этого вопроса ребёнок не слышит от родителя. Не обязательно сажать ребёнка перед собой и учить его жизни. Лучше всего вовлекать чадо в совместную деятельность: к примеру, вместе готовить ужин или работать на огороде (у ребёнка должны быть обязанности) и чаще с ним разговаривать. Проявлять интерес к его увлечениям и т.д., и т.п., - призывает опытный психолог. - Что же касается конфликта педагога и ребёнка, если такой реально существует, психологи и администрация школы проводят работу и с учителями».

 Экстренную психологическую помощь ребёнок и родитель может получить по бесплатному телефону доверия 8-800-2000-122. На том конце провода позвонивший услышит в ответ голос человека, который готов выслушать и помочь.