Сохраняя традиции, заложенные теми, кто стоял у истоков
18:15
29 августа
Люди земли алгайской
Поделиться
Твитнуть
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
Давным-давно в нашем районе работала автошкола. Вы скажете: «И сейчас она есть». Есть, конечно, но уверяю вас, это не совсем то, что было когда-то.
И наша идея была такова: воссоздать историю её возникновения, вспомнить людей, которые стояли у истоков. Но, когда мы начали узнавать, выяснилось, что автошкола – это всего лишь маленькая часть чего-то очень большого и важного, имеющего прямое отношение к истории нашего района. Имя этого человека, наверняка, известно всем. «Николай Николаевич Сластихин – один из самых серьёзных и немногословных людей, известных мне…» – так думала я, собираясь на встречу с ним. С первых минут нашего разговора поняла – поговорить есть о чём, а наш герой очень общительный, добродушный человек и приятный собеседник.
АЛГАЙ – РОДИНА МОЯ
Есть одна странность: люди, приезжающие в Алгай и живущие здесь какое-то время, прикипают к этому месту всем сердцем. Так и Николай Сластихин, окончив в 1974 году Саратовский институт механизации сельского хозяйства, приехал по распределению в совхоз «Новоалександровский». Думал, что на три года, но с тех пор прошло уже 49 лет. Село Пудовкино, где он родился, давно уж поглотил Саратов, а Александров Гай стал для него любимой родиной.
ИТАК, ОНА ЗВАЛАСЬ ТАТЬЯНОЙ…
В 1978 году на практику после техникума в совхоз приехала девушка Татьяна. В бухгалтерии, где она работала, женщины шептались о молодом, симпатичном, городском главном инженере совхоза. «Мне, конечно, было любопытно посмотреть на него, – вспоминает жена Татьяна Николаевна, – но я стеснялась. Увидела только его руки, когда он протянул документы главному бухгалтеру, это были руки рабочего человека, и… влюбилась». Молодому человеку девушка тоже приглянулась. С тех пор прошло 45 лет, а им всё так же интересно вдвоём.
КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ (УПК)
Первые шесть лет после института Николай Сластихин работал главным инженером в совхозе, потом заведующим гаражом. В 1983 году заведующая отделом образования Людмила Тарабрина пригласила его к себе, поделилась планами о создании межшкольного учебно-производственного комбината (УПК) и предложила его возглавить. Директор совхоза Николай Шило очень рассердился, не хотел отпускать такого ценного работника, но так как это дело стояло на контроле райкома партии, пришлось смириться. В январе 1984 Николай Николаевич официально вступил в должность директора УПК и преподавателя по совместительству.
«Начинали с нуля, – вспоминает мой собеседник, – Идея была, конечно, отличной – вместо трудового обучения старшеклассники должны были получать навыки начального профессионального образования (Кстати, в одном из своих выступлений президент Владимир Путин говорил о возрождении УПК). Но как это должно быть, никто не представлял. Помогали все. Для вождения местное АТП выделило учебный ЗИЛ – тяжёлый грузовик. Девчонки и мальчишки учились на этом грузовике и отлично сдавали экзамены. Из 19 сдавали 17 человек, – в голосе бывшего директора звучат нотки гордости, – Отдел образования обеспечил методической литературой, учебниками, макетами для автошколы...»
Потихоньку был сформирован коллектив. Преподавателями были приглашены самые обычные люди, хорошо знающие своё дело. Вести практику на вождение, к примеру, директор пригласил водителя первого класса из совхоза «Новоалександровский» Валентина Пичугина, которого он отлично знал. У трактористов инструктором был бригадир тракторной бригады, хороший механизатор Кендеш Киришев. Преподавать у электриков Николай Николаевич Сластихин пригласил совхозного инженераэлектрика Виктора Гридина.
«Мы готовили трактористов, комбайнёров, водителей, электриков, швей, продавцов, – рассказывает бывший директор УПК. – Автошкола – это всего лишь один из предметов учебного комбината. Учили не только водить комбайны и трактора, но и ремонтировать технику. Наши ученики – десятиклассники – летом работали в полях, убирали зерно…»
ТРАКТОР В КЛАССЕ?
Были и курьёзные моменты в жизни комбината. Однажды с экскурсией в класс привели женщину с Саратовского обкома партии, а там стоит настоящий трактор. Она долго не могла понять, как они на нём заехали в помещение. Как-как?
Мастера с учениками разобрали машину по частям, занесли детали в класс, а потом собрали снова. Позже этим же вопросом задавался и спикер Государственной Думы, Вячеслав Володин. Посмеялся над смекалкой некоторых работников и дал несколько практических советов по работе...
СНОВА С НУЛЯ
В 1996 году глава Александрово-Гайского района Анатолий Ляпин решил открыть в районе своё собственное училище. «Он пригласил меня и директора «Сельэнерго» Закарию Кушкумбаева, – вспоминает Николай Николаевич, – и предложил объединить две организации – УПК с его небольшим штатом и наработками начального профессионального образования и «Сельэнерго» с его материально-технической базой. Конечно, нам эта идея пришлась по душе. Закарию назначили директором, меня его заместителем. И снова всё с нуля!..»
Времени оставалось совсем немного. Это было в июне, уже скоро начало учебного года. Директор училища «притянул» к себе своих сварщиков, электриков, а заместитель – своих трактористов, водителей, швей, назвали их мастерами, пригласили преподавателей-предметников, и ПУ-31 принял студентов вовремя. «Так мы и создали коллектив училища, основной состав которого работает по сей день, – рассказывает мой собеседник. - По сути, это была группа энтузиастов, лучших в своём деле, которые пришли с огромным желанием работать и делиться с другими своим умением…»
ПЕРВЫЕ ЛАСТОЧКИ
В первый год за парты сели более трёхсот студентов. Это были 90-е годы, материальное положение населения было очень тяжёлое, а тут такая возможность получить профессиональное образование, не выезжая за пределы района. «Поначалу мы не очень были уверены, правильно ли мы всё делаем, – рассказывает мой собеседник, – а когда через два года после открытия нас пригласили на соревнования в Балаково, и мы поехали с небольшой опаской, неуверенные в себе, а наши студенты заняли второе и третье места, коллектив воспрял духом и понял, что мы уже чему-то научились».
АВТОШКОЛА
«… Автошколу в училище всё-таки закрыли, т. к. требования ужесточились, – вспоминает наш герой, – На смену ей пришла саратовская. Но этот вопрос не давал покоя нашему бывшему директору Гульсаре Сулеменовой. В 2016 году, благодаря её упорству и настойчивости, в училище снова открыли автошколу. На подготовку ушло более полутора лет: собрали более пятидесяти документов, достали автомобили, переоборудовали их под двойное управление, установили видеокамеры, организовали классы, методическое обеспечение, и только тогда областная ГАИ дала нам «добро». И по сей день автошкола работает…»
Были потом разные времена. На базе училища открывались и закрывались филиалы Энгельсского кооперативного техникума, профессионально-педагогического колледжа им. Гагарина Ю. А., и сейчас у него другое название, но коллектив остается почти в прежнем составе, сохраняя традиции, заложенные теми, кто стоял у истоков.
И наша идея была такова: воссоздать историю её возникновения, вспомнить людей, которые стояли у истоков. Но, когда мы начали узнавать, выяснилось, что автошкола – это всего лишь маленькая часть чего-то очень большого и важного, имеющего прямое отношение к истории нашего района. Имя этого человека, наверняка, известно всем. «Николай Николаевич Сластихин – один из самых серьёзных и немногословных людей, известных мне…» – так думала я, собираясь на встречу с ним. С первых минут нашего разговора поняла – поговорить есть о чём, а наш герой очень общительный, добродушный человек и приятный собеседник.
АЛГАЙ – РОДИНА МОЯ
Есть одна странность: люди, приезжающие в Алгай и живущие здесь какое-то время, прикипают к этому месту всем сердцем. Так и Николай Сластихин, окончив в 1974 году Саратовский институт механизации сельского хозяйства, приехал по распределению в совхоз «Новоалександровский». Думал, что на три года, но с тех пор прошло уже 49 лет. Село Пудовкино, где он родился, давно уж поглотил Саратов, а Александров Гай стал для него любимой родиной.
ИТАК, ОНА ЗВАЛАСЬ ТАТЬЯНОЙ…
В 1978 году на практику после техникума в совхоз приехала девушка Татьяна. В бухгалтерии, где она работала, женщины шептались о молодом, симпатичном, городском главном инженере совхоза. «Мне, конечно, было любопытно посмотреть на него, – вспоминает жена Татьяна Николаевна, – но я стеснялась. Увидела только его руки, когда он протянул документы главному бухгалтеру, это были руки рабочего человека, и… влюбилась». Молодому человеку девушка тоже приглянулась. С тех пор прошло 45 лет, а им всё так же интересно вдвоём.
КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ (УПК)
Первые шесть лет после института Николай Сластихин работал главным инженером в совхозе, потом заведующим гаражом. В 1983 году заведующая отделом образования Людмила Тарабрина пригласила его к себе, поделилась планами о создании межшкольного учебно-производственного комбината (УПК) и предложила его возглавить. Директор совхоза Николай Шило очень рассердился, не хотел отпускать такого ценного работника, но так как это дело стояло на контроле райкома партии, пришлось смириться. В январе 1984 Николай Николаевич официально вступил в должность директора УПК и преподавателя по совместительству.
«Начинали с нуля, – вспоминает мой собеседник, – Идея была, конечно, отличной – вместо трудового обучения старшеклассники должны были получать навыки начального профессионального образования (Кстати, в одном из своих выступлений президент Владимир Путин говорил о возрождении УПК). Но как это должно быть, никто не представлял. Помогали все. Для вождения местное АТП выделило учебный ЗИЛ – тяжёлый грузовик. Девчонки и мальчишки учились на этом грузовике и отлично сдавали экзамены. Из 19 сдавали 17 человек, – в голосе бывшего директора звучат нотки гордости, – Отдел образования обеспечил методической литературой, учебниками, макетами для автошколы...»
Потихоньку был сформирован коллектив. Преподавателями были приглашены самые обычные люди, хорошо знающие своё дело. Вести практику на вождение, к примеру, директор пригласил водителя первого класса из совхоза «Новоалександровский» Валентина Пичугина, которого он отлично знал. У трактористов инструктором был бригадир тракторной бригады, хороший механизатор Кендеш Киришев. Преподавать у электриков Николай Николаевич Сластихин пригласил совхозного инженераэлектрика Виктора Гридина.
«Мы готовили трактористов, комбайнёров, водителей, электриков, швей, продавцов, – рассказывает бывший директор УПК. – Автошкола – это всего лишь один из предметов учебного комбината. Учили не только водить комбайны и трактора, но и ремонтировать технику. Наши ученики – десятиклассники – летом работали в полях, убирали зерно…»
ТРАКТОР В КЛАССЕ?
Были и курьёзные моменты в жизни комбината. Однажды с экскурсией в класс привели женщину с Саратовского обкома партии, а там стоит настоящий трактор. Она долго не могла понять, как они на нём заехали в помещение. Как-как?
Мастера с учениками разобрали машину по частям, занесли детали в класс, а потом собрали снова. Позже этим же вопросом задавался и спикер Государственной Думы, Вячеслав Володин. Посмеялся над смекалкой некоторых работников и дал несколько практических советов по работе...
СНОВА С НУЛЯ
В 1996 году глава Александрово-Гайского района Анатолий Ляпин решил открыть в районе своё собственное училище. «Он пригласил меня и директора «Сельэнерго» Закарию Кушкумбаева, – вспоминает Николай Николаевич, – и предложил объединить две организации – УПК с его небольшим штатом и наработками начального профессионального образования и «Сельэнерго» с его материально-технической базой. Конечно, нам эта идея пришлась по душе. Закарию назначили директором, меня его заместителем. И снова всё с нуля!..»
Времени оставалось совсем немного. Это было в июне, уже скоро начало учебного года. Директор училища «притянул» к себе своих сварщиков, электриков, а заместитель – своих трактористов, водителей, швей, назвали их мастерами, пригласили преподавателей-предметников, и ПУ-31 принял студентов вовремя. «Так мы и создали коллектив училища, основной состав которого работает по сей день, – рассказывает мой собеседник. - По сути, это была группа энтузиастов, лучших в своём деле, которые пришли с огромным желанием работать и делиться с другими своим умением…»
ПЕРВЫЕ ЛАСТОЧКИ
В первый год за парты сели более трёхсот студентов. Это были 90-е годы, материальное положение населения было очень тяжёлое, а тут такая возможность получить профессиональное образование, не выезжая за пределы района. «Поначалу мы не очень были уверены, правильно ли мы всё делаем, – рассказывает мой собеседник, – а когда через два года после открытия нас пригласили на соревнования в Балаково, и мы поехали с небольшой опаской, неуверенные в себе, а наши студенты заняли второе и третье места, коллектив воспрял духом и понял, что мы уже чему-то научились».
АВТОШКОЛА
«… Автошколу в училище всё-таки закрыли, т. к. требования ужесточились, – вспоминает наш герой, – На смену ей пришла саратовская. Но этот вопрос не давал покоя нашему бывшему директору Гульсаре Сулеменовой. В 2016 году, благодаря её упорству и настойчивости, в училище снова открыли автошколу. На подготовку ушло более полутора лет: собрали более пятидесяти документов, достали автомобили, переоборудовали их под двойное управление, установили видеокамеры, организовали классы, методическое обеспечение, и только тогда областная ГАИ дала нам «добро». И по сей день автошкола работает…»
Были потом разные времена. На базе училища открывались и закрывались филиалы Энгельсского кооперативного техникума, профессионально-педагогического колледжа им. Гагарина Ю. А., и сейчас у него другое название, но коллектив остается почти в прежнем составе, сохраняя традиции, заложенные теми, кто стоял у истоков.