Удивительная, но сложная профессия

12:57 18 февраля
Елена БИСАЛИЕВА
Люди земли алгайской
1173
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
Довольно сложно определить рамки возможностей терапевта. Кажется, что это врач-супергерой, - к нему можно обратиться практически с любой проблемой. Но, прежде всего, врач – это человек. Человек, которого профессия ставит в рамки, и то, что многим не чуждо, для него находится под запретом, считает врач - терапевт первой категории, отличник здравоохранения А.Х. Таутекенова, лечебная практика в районной больнице которой началась после окончания Саратовского медицинского университета в 1990 году.
Алия Хадимовна, как состоялся Ваш выбор профессии?
- На мой профессиональный выбор повлияли врачи: моя двоюродная сестра, кардиолог Роза Кабировна Муньянова и фтизиатр Мария Утеуовна Утеуова, которая когда приехала работать в Ал-Гай, жила по соседству с нами. Я ещё девчонкой наблюдала, как они лечили людей, как их спасали, с каким уважением и благодарностью смотрели на них их пациенты. Эти две замечательные женщины-врачи и стали моим примером для подражания. Конечно, попасть после учебы сразу работать в терапевтическое отделение было страшно. Набраться смелости и опыта общения с больными мне помогли старшая медсестра Екатерина Габдрашитова и медицинская сестра Аминя Габдушева. А вот учителем-практиком в лечебном деле стал врач Анатолий Николаевич Машков, с которым я обсуждала все сложные случаи.
Что самое удивительное в профессии врача, а что – самое тяжелое?
- Знаете, случается, еду в 3 часа ночи на срочный вызов в больницу, всё село дремлет в тишине ночи, твои родные спят спокойно дома, и приходит мысль – почему я выбрала эту профессию? Куда спокойнее, наверное, быть бухгалтером или продавцом. Но вот тебе удалось вырвать жизнь человека из рук смерти. Ты видишь облегчение в глазах больного, его признательность и благодарность его родных. Спасение жизни человека – это самое удивительное, самое важное, что есть в нашей работе. Вот и ответ на вопрос, который два часа назад промелькнул в твоей голове. Но бывает, что при всём твоём желании, ты не можешь помочь человеку, ты бессилен перед его болезнью. Врачам районной больницы приходится сложнее ещё и потому, что в маленьком районе мы так или иначе все знаем друг друга. К смерти привыкнуть нельзя.
Зачастую, когда мы говорим о сотрудниках правоохранительных органов, мы употребляем такое понятие, как «профессиональная деформация», которое выражается для них в некотором очерствении души. В медицине существует ли такое понятие, и если «да», то, как с этим бороться?
- Медик не имеет права черстветь душой. Если в вас иссякло сострадание к человеку – вам не место в медицине.
В последнее время, возможно, из-за общего состояния нервозности общества, претензии пациента к врачу не редкость. Идеальные отношения врача и пациента какие? Бывает ли так, что человек и врач в Вас конфликтуют?
- Конечно, все идеальные отношения строятся на взаимопонимании. Задача врача - помочь больному: разобраться в проблеме, назначить адекватное лечение. Со стороны пациента хочется чувствовать доверие по отношению к врачу и ответственность больного за своё здоровье. Но иногда пациент перекладывает всю ответственность на врача. Да, больной имеет право отказаться от лечения, отказаться от госпитализации или операции, но когда это оборачивается против него, как правило, общество обвиняет в неблагоприятном исходе чаще врачей: не так объяснили, не так убедили. Вот, пример, рак молочной железы. Для успешного лечения необходима радикальная операция по удалению молочной железы. Женщина наотрез отказывается. Итог печален. Тут-то иногда и проявляется внутренний конфликт врача и человека: мы не всегда можем сказать то, что хотим, и так, как хотим. Такт в нашей работе никто не отменял.
У Вас большая семья - много родственников, наверняка они обращаются к Вам за помощью. Лечить родных и близких людей легче или сложнее? На этот счёт существуют свои суеверия.
- Конечно, сложнее. Судите сами, для родных я, прежде всего, мама, сестра, тетя, дочка, а потом уже врач. Поэтому рекомендации другого врача родные выполняют беспрекословно, а со мной, считают, можно и покапризничать, ведь я родной человек.
Работа врача-терапевта всегда сопровождается немалой нагрузкой, а вовремя пандемии она возросла в разы. Как Вы отдыхаете? Есть ли у Вас увлечения?
- Раньше любила читать, особенно мне нравится мудрость Омар Хайяма. Сейчас ни времени, ни сил на чтение не остаётся. Восстанавливаюсь дома, где тихо и спокойно. Где меня всегда ждёт забота мамы, а пока мама жива, мы ещё дети. Ещё, считаю, мне очень повезло с медицинской сестрой. С Татьяной Евгеньевной Сысоевой мы работаем уже три десятка лет. Она моя первая помощница и друг. Мы дружим семьями.
Вы всегда выглядите элегантно. Что для Вас означает «быть женщиной»?
- Быть женщиной – значит, быть примером. Да и моя профессия обязывает меня быть примером для подражания, и это касается не только внешнего вида, но и поведения, и привычек. Разве я имела бы право говорить гипертонику о вреде курения, если бы сама курила.
Если могли выбирать, в каком времени и месте Вы бы жили?
- Здесь и сейчас.
Если бы не медицина, то что?
- Только медицина!