Вячеслав Володин рассказал о планах на будущее для Саратовской области
Сергей ФИЛИППОВ
Во время рабочей поездки в Саратов председатель Государственной думы Вячеслав Володин рассказал об изменениях, которые ожидают регион в 2024 году, и ближайшем будущем и призвал ответственных лиц улучшить подготовку проектов для строительства и реставрационных работ.
Федеральный политик назвал головотяпством и ненадлежащим исполнением должностных обязанностей ситуацию в Энгельсе с гарнизонным Домом офицеров, который сгорел.
– Для того чтобы сейчас его восстанавливать, уже отталкиваясь от нынешнего состояния, думаю, как минимум порядка 100 миллионов надо искать плюсом. Сама реставрация такого здания не дешевое дело, около 700 миллионов стоит. Если мы хотим развиваться, если мы хотим, чтобы область и Саратов были привлекательны, надо каждому по-другому относиться к своим обязанностям, – призвал чиновников спикер.
Проектная документация
Председатель Госдумы постоянно старался уделять внимание классическому университету, с которого в свое время начинались другие вузы: медицинский, сельскохозяйственный, юридический. При поддержке Володина были построены несколько новых корпусов (X, XI, XII), а также жилье для молодых ученых и общежитие. С тех пор новых проектов у СГУ не появилось.
Спикер договорился с ректором университета, что в 2024 году отремонтируют два общежития и три корпуса.
– На будущий год, скорее всего, за счет привлеченных источников найдем возможность обустроить и сделать доступным Ботанический сад, сохранив его, защитив его, создав необходимую инфраструктуру, – рассказал о планах политик и призвал уже сейчас заниматься необходимой документацией.
По словам Володина, в целом проектная работа в области построена плохо, она неэффективна, из-за этого в первую очередь страдают объекты историко-культурного наследия. В качестве примера он привел Петровск, Энгельс, Светлый и Маркс.
– Каждый раз говоришь: составьте списки недобросовестных строительных организаций, основываясь на объективных претензиях. Как итог они не должны участвовать в торгах, не должны участвовать в государственных заказах. Вы что делаете? Речь идет о повышении эффективности бюджетного рубля, речь идет о повышении качества, повышении ответственности. Это же все, на самом деле, уже делается в других регионах. Ну, мы где будем? Среди тех, кого критикуют, и тех, кто отстает? Или среди тех, кто меняется и старается ситуацию улучшить? Это уже зависит от нас, – еще раз напомнил об ответственности спикер.
Южный обход
Благодаря председателю Госдумы в федеральный бюджет попали масштабный проект южного обхода вокруг Саратова и строительство мостового перехода через Волгу.
В 2024 году на эти цели выделено 56 миллиардов рублей, общий объем финансирования 134 миллиарда, срок реализации – три года.
– Для нас это событие, и во многом оно будет определять развитие нашего региона в целом, – подчеркнул политик. – Появится еще один мостовой переход, появится современная развязка. Вместе с северным обходом, который также за счет средств федерального бюджета реализован досрочно и введен уже в эксплуатацию, у нас появится объездная дорога вокруг Саратова и Энгельса. И Саратовская агломерация будет развиваться более динамично.
Спикер призвал ответственных лиц учитывать важный фактор, который работает на Саратовскую область, – это ее местоположение, помогающее развитию.
– Поэтому хочу подчеркнуть: когда мы с вами говорим о развитии региона, надо учитывать, что Саратов – промышленный центр, Саратовская область – регион сельскохозяйственный, у нас сильная нефтехимия, у нас достаточно большой кластер электроники, у нас есть и нефтепереработка. Но очень важно то, что у нас сегодня есть возможность развивать именно Саратов как центр, находящийся на пересечении транспортных маршрутов «Север – Юг» и «Запад – Восток».
Этим определяется приход к нам компаний «Озон» и «Вайлдберриз». Для нас это серьезный, очень серьезный фактор развития. Поэтому не надо останавливаться только на развитии дорожной сети, – призвал Володин.
Транспортные развязки
Руководство РЖД приняло решение о выносе всего грузового железнодорожного транспорта за территорию Саратова и строительстве обхода вокруг города. На следующий год на эти цели предусмотрено финансирование в размере 25 миллиардов рублей. Работы должны завершиться в 2025 году.
По словам Володина, этот проект «сильно изменит жизнь в городе». Через Саратов будут проходить только пассажирские составы, а сам железнодорожный вокзал ожидает серьезная реконструкция.
– Важно, чтобы существующие транспортные пути были использованы для города, для агломерации, для области, потому что, если брать Саратов и Энгельс, нам необходимо развивать сообщение внутри города и между двумя городами. Но если только мы будем заниматься автомобильными и железными дорогами, этого будет недостаточно, – подчеркнул политик.
По его словам, в плане транспортных развязок не остаются без внимания и другие города. На будущий год начнется строительство обхода вокруг Пугачева, на эти цели выделено 8,3 миллиарда рублей. Это тоже проект на три года. Жители города с нетерпением ждут, когда будет вынесена дорога и будет сделан обход вокруг Пугачева.
Также есть планы расширения до четырех полос дороги в сторону Озинок, трассы Энгельс – Балаково и Саратов – Вольск.
– Понятно, что ситуация в целом сдерживает наше желание развиваться более активно. И, как вы понимаете, именно эти цели преследуют санкции против страны. Когда в 90-х Россия разрушалась, когда наша страна перестала развиваться, никто никакие санкции не вводил, аплодировали, говорили, что идите этим путем, присылали советников. Как только в начале нулевых страна стала развиваться, как только страна стала приобретать мощь, как только страна стала уважаема на международной арене, тут же стали вводить санкции, торговые войны. Делают все для того, чтобы затормозить развитие.
Поэтому, когда начинаю вам рассказывать, как мы развиваемся сейчас, как будем развиваться и как мы могли бы развиваться, становится понятным, против чего выступают недружественные страны, против чего выступают те, кто ввел санкции, кто делает все для того, чтобы затормозить развитие России, – отметил Вячеслав Володин.
Спикер предложил «загрузить Волгу», создавать на реке транспортные хабы и развивать порты.
– Если сюда сходятся все нити, железнодорожные и автомобильные, понятно, что должна быть и перегрузка, а дальше уже Волга, Каспий, другие страны. Но для этого надо, чтобы правительство области, мэр продумали с этой точки зрения стратегию в рамках развития региона, опираясь на те наработки, предложения, которые, возможно, уже есть, привлекая сюда и бизнес, крупные компании российские, с тем чтобы можно было этот проект реализовать, – заявил председатель Госдумы.
Для перевозок по Волге правительство Саратовской области планирует взять в лизинг несколько «Валдаев».
Скоростной трамвай
Проект «Скоростной трамвай» в Саратове политик назвал ключевым, хотя и запоздалым. Ведь износ подвижного состава и путей составляет более 80 процентов. Модернизация городского электротранспорта затронула всего 10 городов России, в том числе областной центр.
– Этот проект для нас крайне необходим, – напомнил Володин. – Понятно, что он сопряжен со многими проблемами, о них также надо говорить открыто.
– Проект планировали реализовать за три года. Мы с Романом Викторовичем [Бусаргиным] неоднократно говорили: три года было бы очень неправильно по отношению к жителям и в целом по решению этой задачи. Поэтому пошли на то, чтобы ускорить реализацию проекта.
Надо делать все, для того чтобы потом не было стыдно за этот проект. При этом хочу подчеркнуть, что на будущий год мы введем в эксплуатацию и 9-й маршрут, и 8-й маршрут трамвая. И, скорее всего, до конца года, наверное, 6-й маршрут получится.
Мы с губернатором постоянно эту тему держим на контроле, обсуждаем. Надо признать, что его помощники, заместители пока больших результатов не показывают, но мы еще раз подчеркиваем и хотели бы вам сказать, что для нас самое главное, чтобы потом ничего не переделывать.
Проект сам по себе сложный, ну и, конечно, когда все десять регионов начинают заказывать те же подстанции, время изготовления, цикл, а предприятие одно московское, сразу растягивается до полугода. То же самое и в отношении рельс и многого другого.
Мы замахнулись на обновление 100% оборудования и сетей. Конечно, ключевой вопрос – это подвижной состав. Здесь можно как угодно критиковать и власть. Можно эти же претензии выдвинуть кому угодно, но нам подвижной состав придется менять.
Так же поэтапно, хоть и непросто было, мы шли к замене подвижного состава на троллейбусных маршрутах. И сегодня видим, что подвижной состав обновлен, он сейчас уже соответствует нормативным требованиям. Стоимость вагонов, особенно сдвоенных, строенных, приличная. Понятно, что просто взять и заказать за счет бюджета не получится. Долго не обновляли, – пояснил политик.
– На обновление трамвайного парка в Саратове необходимо 7 миллиардов рублей. В местном бюджете таких средств нет. С первым траншем помогло правительство России. На 700 миллионов будет закуплена первая партия.
Скоростной трамвай – это решения, которые надо поддерживать, сплачиваться, объединяться, особенно сегодня. Поэтому хочу сказать: тот, кто сегодня выступает против скоростного трамвая, думаю, не прав. Это моя точка зрения, – высказался Вячеслав Володин.
– Нам надо все равно с вами развивать городской электрический транспорт. Его роль огромна. Нам надо скоростным трамваем, который состоит сегодня из четырех маршрутов, прошивать весь город, создавая новые возможности, повышая скорость, модернизируя подвижной состав, создавая заново основу, заново прокладывая линии.
Это новые технологии, должно быть единое бесшовное пространство трамвайных путей, а не сплошные стыки. Это значит, не будет стука, шума и грязи. Все остальное надо обсуждать, – призвал спикер. – Но если обсудили, решение приняли, его надо реализовывать. Потому что ни один бизнес не пойдет в регион, где нет стабильности, где нет консолидации общества.
Новый аэропорт
Балаково производит на душу населения больше всего продукции в Саратовской области, напомнил Вячеслав Володин. По его словам, индустриальный город надо развивать, использовать возможности, которые дают сложившаяся инфраструктура, заводы и предприятия. Одно из его преимуществ – это избыток электроэнергии. Город производит в четыре раза больше, чем потребляет.
Сбербанк сегодня именно в Балакове реализует крупнейший проект – центр обработки данных (ЦОД).
За него боролись Казань, Липецк и Самара.
– Убедили, ЦОД пришел в Балаково. Мощности будут более загружены. Новые рабочие места и налоги, – обозначил плюсы проекта председатель Госдумы.
Несмотря на мировые санкции, продолжает развиваться Балаковский металлургический комбинат. Володин недавно разговаривал с собственниками – они будут также создавать рабочие места, расширять производство, совершенствовать технологии, причем количество рабочих мест планируют увеличить до нескольких тысяч.
В городе идет масштабное строительство жилья. Только до Нового года должны сдать 500 квартир.
– Если говорить о дополнительных точках роста и мерах поддержки, то, конечно, это строительство аэропорта. Аэропорт в Балакове был и сейчас необходим, – уверен политик. – Он может играть роль резервного, может работать на Балаково, может быть межрегиональным или внутрирегиональным.
– Хочу порадовать: в рамках федерального бюджета принято решение о финансировании строительства аэропорта. И это начнется со следующего года, продолжится в течение трех лет. Мы должны будем построить в Балакове полосу и всю необходимую инфраструктуру. А со своей стороны региональная власть займется коммуникациями: подведет воду, электричество, сделает дренаж. Общий объем финансирования на реализацию этого проекта составляет 3 миллиарда рублей.
Коллеги, мы можем спорить, мы можем друг другу не нравиться. Вы немножко загляните вперед и посмотрите очертания области, городов и посмотрите целеполагание, что необходимо для этого и против чего мы выступаем или за что нам надо бороться в этой части.
Для Балакова это будет хорошее подспорье. И поверьте, второй город с аэропортом, учитывая, что там уже сложившаяся серьезная промышленность: и атомщики, и производители минеральных удобрений, резинотехнических изделий, теперь металлургия и ЦОД, – позволит серьезно вывести на другой уровень привлекательность города и привлекательность экономической зоны, которую мы там создали, – подчеркнул председатель Госдумы.
Медицина
В плане строительства новых современных учреждений с высокотехнологичным оборудованием Саратовскую область в 2024 году ожидает настоящий прорыв. Данные проекты реализуются при непосредственном участии Вячеслава Володина.
Онкоцентр – тысяча рабочих мест. Противотуберкулезный диспансер – тысяча рабочих мест. Инфекционная больница – 1200. Спикер обратился к министру здравоохранения Олегу Костину: «В медицине, особенно если говорим о районных больницах, дефицит кадров доходит до 80%. Если брать такие города, как Петровск, Аткарск, Ртищево – 60% вакансий, Вольск – 50%».
Председатель Госдумы призвал оперативно решать кадровые проблемы в медицине.
– Если только сейчас не проснетесь, не начнете системно решать этот вопрос, потом ничем не закроешь дефицит кадров. Для того чтобы врача подготовить, семь лет надо только учиться. Но как вы понимаете, это молодой специалист. А чтобы был профессиональный доктор, потребуется больше десятка лет. И, конечно, сейчас у нас будут здания, оборудование. Но надо всегда помнить, кто на нем будет работать, – обратился к министру Володин.
Гагаринский парк
В 2024 году откроется финансирование на реализацию второй очереди Парка покорителей космоса в Энгельсском районе. В бюджете заложены под эти цели 500 миллионов, общий объем – 3,6 миллиарда.
– Со своей стороны прошу особенно областную думу, министерство культуры, министерство образования, всех неравнодушных: надо осуществлять общественный контроль за этим проектом. Для нас очень важно.
Это место приземления первого космонавта. А как вы понимаете, это первый космонавт нашей планеты. Так жизнь сложилась, что Юрий Алексеевич Саратов считал своей малой родиной. Мы поэтому должны быть достойны его и память о нем должны беречь, передавать следующим поколениям, – призвал спикер.
Проект для второй очереди уже подготовлен. Работы займут три года, чтобы Парк покорителей космоса получил опыт лучших мест отдыха в России.
– Те, кто занимался Зарядьем, кто лучшие проекты делал, взяли на себя эту миссию. Реализация этого проекта идет под эгидой Минстроя и Минкульта России. После сдачи в эксплуатацию постарались сделать все для того, чтобы был создан образовательный и культурный центр и дальше существовал как федеральный комплекс, – пояснил Вячеслав Володин.