Семейное образование: первый опыт в районе

6:00 3 сентября 2022
Ольга СНЕГОВАЯ
Образование
227
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться

Что такое семейное обучение?
Семейное (или домашнее) образование — это формат учёбы вне школы. Ребёнок учится дома и изучает материалы онлайн, а за его образование несут ответственность родители. При этом учиться можно с репетиторами, родственниками или в онлайн-школе. Один или несколько раз в год ребёнок подтверждает на аттестациях, что усвоил программу. Для этого можно выбрать любое учреждение — главное, чтобы у него была государственная аккредитация.

 Нет открытой статистики, какое число детей в России учится дома. Количество детей на семейном образовании в 2021-2022 учебном году по сравнению с предыдущим выросло на 30%– с 10 тыс. до 13 тыс. человек.

 Для одной александровогайской семьи, решившей перевести своих детей на домашнее образование, причиной стали религиозные традиции. Глубоко верующая мусульманская семья приняла решение ограничить светский образ жизни для сына, перешедшего в третий класс, и дочери, которая только должна была в этом году стать первоклашкой.

 Руководству и преподавателям школы №3, которые стали пионерами домашнего образования в районе, пришлось серьёзно подготовиться к работе с этими учениками.

 Юридически дети не являются учащимися школы (родители заключают со школой соответствующее соглашение), а значит, учебное заведение не несёт ответственности ни за качество знаний, которые будут получать дети, ни за их моральное и физическое состояние и пр.. При этом школа обязана обеспечить детей учебниками, методическими материалами и условиями для прохождения промежуточной и итоговой аттестации, которые ребята будут проходить наряду с остальными учениками.

 В нашем случае заниматься с детьми будет мама с помощью некой образовательной онлайн-платформы. Родители выбрали для своего старшего сына пять предметов, по их мнению, необходимых для изучения – русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, иностранный язык. В конце каждой учебной четверти специальная комиссия будет оценивать качество знаний третьеклассника. В том случае, если он «провалит» первую попытку, ему предоставят возможность исправить оценку, но, если он хотя бы по одному предмету дважды не удовлетворит оценочное жюри, мальчик вернётся в школу. Таково было совместное решение родителей и школы.

 С девочкой ситуация другая. Первоклашкам оценок не ставят, но опять же вместе с родителями учителя предусмотрели комиссионную оценку ученицы в конце первого учебного года, чтобы убедиться, что успеваемость ребёнка в пределах нормы.

 Казалось бы, компромиссы найдены: и родители, и школа договорились о наиболее приемлемых вариантах, но… Всегда это пресловутое «но».

 Нужно ли объяснять, что дети на домашнем обучении изолированы от мира, их кругозор ограничен рамками, которые для них выстроят родители. Взрослые по сути не оставляют ребёнку возможности составить собственное мнение об обществе и происходящих в нём процессах, ни о какой объективности и речи не идёт, видение детей преломляется через субъективный взгляд родителей. И вот тут всплывает то самое пресловутое «но» - взрослые тоже ошибаются, и в случае воспитания детей эти ошибки исправить впоследствии практически невозможно.