«Священная война» - ударное духовное оружие фронта и тыла

12:03 8 мая 2022
Елена БИСАЛИЕВА
273
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
Музыка помогла советскому народу выжить в страшное время Великой Отечественной войны, выстоять и победить.

Песни о Родине, о встрече и разлуке, об утрате и надежде мотивировали людей на подвиг. Они стали духовным оружием фронта и тыла.

 А какие песни ассоциируются с той страшной войной у наших современников, спросили мы у александровогайцев.

В списке самых известных военных песен того времени – «Катюша», «Тёмная ночь», «Эх, дороги», «Смуглянка», «Одинокая гармонь».., но каждый: и стар, и млад - главной песней Великой Отечественной войны назвал легендарное произведение «Священная война».

  «Песня – призыв, песня флагман», «Великая песня, которая и сегодня подымает в душе волну патриотизма…», «Эта песня настолько высоко эмоциональна, каждое слово, каждая нота пронизаны безграничным желанием защитить свою землю и истово ненавидеть врага и уничтожать его…» - это лишь малая часть отзывов о гениальном произведении.

 Сегодня только диву даёшься, насколько точны в стихах и музыке были её авторы. А ведь родилась эта песня в первые дни войны. 24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В.И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...».

 Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А.В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил: «Будем разучивать новую песню «Священная война».

Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни – печатать не было времени(!), а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще день – на репетицию с оркестром, и вечером — премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.

 Вид вокзала был необычен: все помещения до отказа заполнены военными, как говорится, яблоку негде упасть. В зале ожидания был сколочен из свежевыструганных досок помост – своеобразная эстрада для выступления.

Артисты ансамбля поднялись на это возвышение, и у них невольно зародилось сомнение: можно ли выступать в такой обстановке? В зале — шум, резкие команды, звуки радио. Объявление о премьере песни утонуло в общем гуле. Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно затихает...

С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах... Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд(!) – пел ансамбль «Священную войну».

 С этого дня «Священная война» была взята на вооружение нашей армией, всем народом, стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Ее пели всюду – на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалось оружие для Победы. Каждое утро после боя кремлевских Курантов она звучала по радио.